Новая экономика услуг

Пол Саффо — писатель, бизнес-консультант и прогнозист, изучающий долгосрочные тенденции в сфере информационных технологий и их влияние на бизнес и общество. Саффо также является членом совета директоров различных компаний и консультационных групп, включая консультативный совет AT&T Technology, Мировой экономический форум по глобальным вопросам и Консультативный совет по вопросам науки, технологии и общества при высшей юридической школе Стэнфорда. В своих статьях Пол Саффо оценивает глубокий социальный и экономический эффект, выражающийся в конвергенции коммуникаций и технологий. Он убежден, что реальное воздействие компьютеров — это размывание границ между продуктами и услугами, что будет иметь последствия, как для производителей, так и для покупателей.

Новые изменения в коммуникациях

Интернет пришел на то место, от которого последние 20 лет мы стремились уйти — на рабочий стол. Но он не продвинулся далеко. Вот почему столь большое значение приобрели беспроводные устройства и высокоскоростной Интернет, поскольку, они постоянно держат нас онлайн постоянно. Например, такие беспроводные устройства, как мобильные телефоны, смартфоны и различные гаджеты, обеспечивают нам доступ в Интернет, где бы мы ни находились: на работе, дома или на отдыхе. Они внесли огромные изменения в нашу жизнь и средства массовой информации.

Другое серьезное изменение — в природе коммуникации. До отмены госрегулирования в 1980-х коммуникация была синонимом обычной беседы. Ее символом была телефонная трубка. Вместе с приходом Интернета в 1990-х основное определение коммуникации перестало сводиться к диалогу. Теперь люди получили доступ к информации и открыли другим людям путь в информационное сообщество. Теперь мы этим всем пресытились. Вы хотите, чтобы вам звонили чаще? Может, вам не хватает интересных веб-страниц? Нам этого добра хватает с головой. Единственный путь развития Интернета — доступ к нему новых пользователей.

Настоящее развитие не случится благодаря обычной беседе или доступу к информации. Развитие мы увидим, когда машины начнут коммуницировать с другими машинами от лица человека. Вероятно, подобное начнет появляться в ближайшее время, а закрепится через 10-20 лет, — это падение всеобщего коммуникационного трафика между людьми. Основной объем коммуникаций придется на машины. Через два десятилетия объем коммуникаций между людьми будет ниже объема коммуникаций в средней компании.

Дешевые сенсоры связывают киберпространство с реальным миром

Итак, у нас есть две параллельные реальности: физическая, в которой существуем все мы, и виртуальная, в которой существуют наши машины. Два мира, которые едва соприкасаются. На самом деле, место, где они соприкасаются, так мало, что это в буквальном смысле осколок под названием интерфейс. Сквозь портал наших экранов мы вглядываемся в киберпространство, но не погружаемся в него. Мы глядим сквозь окно в материю, а компьютеры не смотрят оттуда на нас. Они даже не знают, что по другую сторону экрана что-то есть.

Сейчас стоит поставить видеокамеру на компьютер, и вы будете знать, есть ли в комнате люди. Вставьте СР8-чип в мобильный телефон, позвольте телефону определить свое местоположение — и вы столкнетесь с интересными вещами. Если вы вызовите аварийку, вас не спросят адрес, потому что им это сообщит ваш телефон. Мобильный телефон, который знает свое местоположение, — это отличное защитное устройство, а также потенциальный участник занимательного географического маркетинга, который откроет новый путь рекламистам, но всех остальных сведет с ума.

Революция в географических информационных системах (GIS) происходит благодаря дешевым сенсорам. Мы почти связали GIS с жизнью обычного потребителя. Возьмем такой пример. 16:45, пятница, вы гуляете в центре города, и вдруг ваш телефон завибрировал: e-mail. Вы смотрите на экран и видите, что это не письмо, а электронный ваучер из китайского ресторана в 10 минутах ходьбы от того места, где вы находитесь. Они знают, что вы любитель пива «Tsingtao», и сообщают: «Если вы придете через 15 минут, пиво будет стоить в два раза дешевле плюс бесплатные закуски!» То ли это, что мы хотим, это другая история, но я вам гарантирую, что так и будет.

Другой пример. Вы выехали на трассу и обнаружили, что ваша машина, втайне от вас, обменивается информацией о своем состоянии со своим производителем. Южнее Стрэтфорда-на-Эйвоне зажигается экран и приятный голос говорит: «Здравствуйте. Вы поменяли масло 2000 миль назад. Если вы остановитесь на следующей стоянке, там будет мастерская Shakespeare Motors. Вас обслужат за 15 минут». В долгосрочной перспективе машина перестанет быть продуктом, а станет транспортом, нуждающимся в услугах. В крайнем случае можно легко представить, как люди продают свою машину за бесценок потому, что знают, во что им обойдется ремонт.

Наконец-то наступит эра экономики услуг

Вот когда начнется настоящая трансформация. Я технический прогнозист, но меня интересует то, что технологии приносят в общество. Даже самые очевидные вещи наступают позже и совершенно не так, как мы ждем, если когда-либо наступают в принципе. Это ставит нас в один ряд с предсказателями будущего. Например, в 1970-х все писали о праздном обществе. Что мы будем делать со свободным временем, когда роботы возьмут на себя все операции, а компьютеры — бумажную работу? Я не могу ждать. Я полюбил бы человека, который бы основал праздное общество. В 1980-х говорили об экономике услуг. Прогнозы предупреждали, что общество поделится на тех, кто будет жарить гамбургеры в Макдональдс, и консультантов, чего, конечно, не произошло.

А теперь попытайтесь найти взаимосвязь между всеми темами: беспроводные устройства, высокоскоростной интернет 4G и 5G, сенсоры, значительно более автономные умные устройства. Вдруг перед вами начнет вырисовываться экономика услуг, которая пришла очень странными и неожиданными путями. Мы по-прежнему покупаем физические продукты, но эти продукты на самом деле скрывают под собой услуги. Покупая мобильный телефон, вы думаете, что покупаете вещь. На самом деле вы покупаете точку сервиса для вещи действительно ценной — коммуникации. Машина перестает быть продуктом, а становится услугой по перевозке. Эпоха экономики услуг наконец приходит под маской физических продуктов.

О чем нам стоит позаботиться? Я снимаю с себя роль наблюдателя и становлюсь защитником — вдруг она заставит сдвинуться с места такие проблема, как замкнутый цикл производства, зеленая экономика и перерабатывающее производство.

В гараже у меня хранится ящик старых мобильных телефонов, поскольку каждые девять месяцев я покупаю новый смартфон. Я хочу отправить старые телефоны назад производителю, чтобы они прислали мне новый. Зачем мне это старье. Вы понимаете, о чем я. То же самое касается автомобилей или стиральных машин, в отличие от ударопрочных кейсов, которые всегда востребованы и на сайте https://talos-case.ru/ они представлены в широком ассортименте. Посмотрите, как это происходит с одноразовыми фотоаппаратами. Вы покупаете камеру, используете пленку и отправляете камеру на проявку. Кодак действительно перерабатывает большую часть фотоаппаратов. Они просто снимают чехол и заново упаковывают.

Благодаря этому мы сможем изменить торговый поток. Вещи, которые продолжают существование, — это услуга, а вещи временные — это физический объект, который можно вернуть производителю, а затем заново найти его в потоке товаров. Я не могу ждать. Я полюбил бы человека, который бы основал праздное общество.