Измерение интеллекта

Измерение интеллекта: генами или наследственностью?

А как вообще рассчитывается наследуемость интеллекта, если о «генах интеллекта», по сути, ничего не известно, а негенетический фактор («умные родители воспитывают детей по-умному» и проч.) очевиден?

Для этого существует близнецовый метод. Исследуют идентичных близнецов, выросших у приемных родителей с различными значениями IQ и в различных условиях. Если такие близнецы в большой выборке оказываются более сходными между собой, чем неидентичные братья или сестры, или неродственные дети, то это повышение сходства и относят на счет наследственности.

Сразу скажем, что однозначного ответа близнецовый метод не дал. В разных работах оценки наследуемости IQ, полученные таким образом, колеблются от 0,3—0,4 до 0,8. Результат зависит скорее от того, насколько автор убежден в этой самой наследуемости, насколько тщательно спланированы получение и обработка данных. И даже полная методическая безупречность не устраняет вполне правдоподобного возражения: разлученные однояйцевые близнецы могут развиваться сходно по той причине, что требуют от приемных родителей сходной манеры отношения к себе (например, той, к которой оба привыкли у родных родителей, в среднем воспитывающих однояйцевых близнецов более сходно, чем разнояйцевых). В результате приемные родители воспроизводят манеру обращения с детьми родных родителей — в тех существенных чертах, которые обеспечивают становление личности ребенка.

Взаимодействие ребенка с родителями влияет на формирование интеллекта достаточно сложными путями. Это видно на примере такого важного параметра, как когнитивный стиль. Когнитивность, от лат. cognoscere — знать, распознавать — это способность к мышлению, умственному восприятию информации. Когнитивный стиль — способ, которым мотивированный ум решает задачу и получает из решений мотивацию для своего дальнейшего развития. Стиль — наиболее индивидуализированная из характеристик «развития ума», «уровень интеллекта» — самая обобщенная и безличная, частные способности — конкретная и измеримая, но также безличная.

К особенностям когнитивного стиля относится полезависимость. Представьте себе испытуемого, который сидит на стуле в маленькой освещенной комнате. Наклон спинки стула может изменяться, и испытуемый должен привести стул в вертикальное положение. Хитрость в том, что стены комнаты при этом тоже наклонены — в ту же сторону, что и стул, или в противоположную. Поэтому более точно при выполнении этого задания действуют те испытуемые, которые полагаются на ощущение собственного тела (поленезависимые). Те, кто сверяет свои действия со зрительным образом стен комнаты (полезависимые), совершают больше ошибок.

Как ни странно, поведение в подобном опыте коррелирует с множеством других особенностей. Полезависимые люди более склонны воспринимать ситуацию в готовом виде, как она есть, хуже вычленяют отдельную фигуру из сложной картины, более чувствительны к социальным воздействиям, более импульсивны, средний уровень их академической успеваемости обычно несколько ниже. Самое интересное, что наиболее успешные взрослые испытуемые способны управлять своим стилем, меняя его в зависимости от условий и требований задачи.

Так вот, выяснилось, что когнитивный стиль приемышей сперва точно соответствует когнитивным стилям приемных родителей. В раннем возрасте ум ребенка как бы следует форме, которую ему предоставляют. Однако, чем старше ребенок, тем больше его когнитивный стиль соответствует стилю биологических родителей и в возрасте 13—14 лет хорошо коррелирует с ним, сходство же с приемными родителями почти утрачивается. Есть соблазн приписать это действию генетических факторов.

Но откуда берется собственный когнитивный стиль?

Из положительной обратной связи между реакциями матери и ребенка, возникающей в первые несколько месяцев по вполне биологическому механизму стимуляции подобного подобным, благодаря которому еще в доречевой период формируются привязанность и «взаимопонимание» на невербальном уровне. Судя по всему, ребенок научается говорить на родном языке и усваивает когнитивный стиль, общий с родителем, примерно в одно и то же время. Иначе говоря, даже самые маленькие дети уже успели перенять от родителей нечто весьма важное. А приемные родители, если они хорошие родители, должны копировать ту же манеру общения с ребенком, которая выработалась во взаимодействии с родными мамой и папой, — в этом случае его развитие доходит до максимума.

В рамках Колорадского проекта усыновления выросшего близнеца просили оценить характер общения с ним приемных родителей. Оказалось, что степень проявления наследуемых способностей гораздо больше зависит от теплоты отношений ребенка с приемными родителями, чем от их усилий стимулировать его развитие. В тех случаях, когда родители скорее предоставляли ребенку все необходимое для формирования, чем переламывали его склонности, он развивался более успешно. Ситуацию в семье оценивал сам подросток, что, конечно, затрудняет истолкование результатов. Возможно, в каких-то случаях его мнение не совпало бы с мнением учителей и психологов. Но и сам факт, что подростку хорошо и спокойно в новой семье, мог положительно повлиять на развитие его интеллекта.